22 ноября сотрудники кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук приняли участие в VII Международной научно-практической конференции “MEDIAОбразование: цифровая среда в условиях вынужденной метаморфозы”.
Организатор конференции – Челябинский государственный университет. В конференции принимали участие 155 учёных из 32 городов России, а также Германии, Италии, Латвии и Белоруссии.
Елена Салганова – заведующий кафедрой социологии, к.соц.н., выступила на конференции с докладом “Основные каналы получения информации и особенности коммуникации современной обучающейся молодежи Челябинской области в условиях цифровизации”. Сергей Бредихин – доцент кафедры социологии, к.филос.н., выступил членом программного комитета и модератором конференции.
В ходе доклада Елена Салганова озвучила ключевые результаты проекта, над которым работает коллектив кафедры философии и кафедры социологии ЮУрГУ. Проект «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)» выполняется при финансовой поддержке РНФ Конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22–18–20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
В выступлении Елена Салганова отметила, что в настоящее время цифровая компетентность населения нашей страны востребована временем. Современное общество развивается в условиях цифровых трансформаций, формирования цифровой экономики. В связи с этим, безусловно, возникают различные риски, – факторы негативно влияющие на человека. Сильнее всего они воздействуют на молодежь, которая в наибольшей степени интегрирована в Интернет-пространство, цифровую среду.
Проблемы формирования у обучающихся навыков противодействия деструктивному контенту в сети Интернет во многом обусловлены отсутствием единых походов в концептуализации цифровой грамотности в России, не готовностью и не способностью некоторых социальных институтов участвовать в этом процессе.
Формирование и развитие цифровой грамотности обучающейся молодежи происходит в сложных условиях трансформации цифровой среды и имеет противоречивый характер.
Цифровая среда, с одной стороны, способствует модернизации всей системы образования, ориентированной на подготовку обучающихся и педагогов к полноценному использованию цифровых технологий, а также на освоение необходимых для этого профессиональных навыков и качеств. С другой стороны, развитие цифровых технологий, всемирной сети Интернета имеют двустороннюю направленность. Цифровая среда выполняет полезные функции, являясь помощником в образовании, обучении, ресурсом учебной и научной информации.
Обратной же стороной цифровой среды является наличие в Интернете информации, которая может быть опасна для неустойчивой психики подростка. Наличие и распространение деструктивного контента, развитие у подростков интернет зависимости и это только небольшая часть угроз цифровой среды. Наличие в Интернете деструктивного и экстремистского контента, формирование в цифровом пространстве сообществ, деятельность которых запрещена на законодательном уровне, являются опасными проявлениями для молодежи. В связи с этим актуализируется роль цифровой грамотности молодежи, которая определяется наличием навыков по нахождению необходимой информации, умением критического мышления, навыков распознавания информации, отличий обучающимися фейков от антифейков, информации деструктивной и экстремисткой направленности. Становятся актуальными новые процессы, связанные с кибербезопасностью, управлением личными данными и своим присутствием в Интернете, цифровым гражданством, этикой и оценкой цифрового контента, получением соответствующих знаний, навыков, компетенций для грамотного поведения в онлайн–сетях и виртуальных средах.
Доклад Елены Салгановой вызвал интерес и вопросы со стороны участников секции, поскольку тема актуальна для каждого региона России.
В 2022 году конференция проходит в рамках «Дней науки Челябинской области», при поддержке Фонда перспективных научных исследований ФГБОУ ВО «ЧелГУ».
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.