Научное стратегическое направление кафедры – это социологические и маркетинговые исследованиям социокультурных процессов региона в условиях глобализации и цифровизации.
За прошедший 2021-2022 учебный год кафедрой реализовано 9 НИР, из них 3 гранта (РФФИ-Челябинск, Президентский грант и РНФ), где сотрудники кафедры выступили ответственными исполнителями.
В рамках научного проекта «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски» кафедрой социологии было проведено исследование современного состояния, проблем, причин, источников ксенофобских настроений населения Челябинской области. По результатам социологического исследования совместно с Лабораторией миграционных исследований ЮУрГУ были опубликованы пять тематических научных сборников об этносоциальных процессах в азиатских этнических группах Челябинской области.
Также кафедра социологии совместно с Кафедрой философии ЮУрГУ приняла участие в разработке проекта чат-бота для иностранных студентов в рамках научного гранта «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020». Сотрудники кафедры социологии провели целый ряд исследований по выявлению «негативных» (проблемных) маркеров устойчивого запроса иностранных студентов. Анализ результатов исследования позволил выделить 50 наиболее проблемных маркеров ключевых сфер жизни иностранного студента и послужил основой для контентного наполнения чат-бота «Сократ-2020», который в настоящее время активно используется иностранными студентами ЮУрГУ.
В настоящее время коллектив кафедры совместно со студентами-социологами занимаются комплексным изучением цифровой грамотности современной молодежи, а именно: изучением современного состояния, проблем цифровой грамотности и цифровой безопасности в интернет-пространстве, выявлением критериев цифровой грамотности; диагностикой цифровой грамотности учащейся молодежи (школы, ссузы, вузы региона); разработкой прикладной методологии и системы мероприятий по формированию цифровой грамотности у молодежи Челябинской области. Данное исследование соответствует стратегическому направлению ЮУрГУ «Стратегия 2030».
Кроме того, проведены ряд маркетинговых исследований, направленных на оценку качества социальных услуг, выявление факторов трудоустройства молодежи, форм социальных гарантий, общественной и социальной активности при работе в коммерческих предприятиях Челябинской области и другие.
Как отметила Елена Салганова, заведующий кафедрой социологии, кандидат социологических наук: «Исследования, проводимые кафедрой социологии в полной мере соответствуют стратегическому направлению ЮУрГУ «Стратегия 2030», имеют высокую образовательную значимость в подготовке специалистов в сфере социологии и практическую роль в оценке состояния различных аспектов социальной сферы в Челябинске и области».
За 2021-2022 уч. г. повысились показатели публикационной активности сотрудников кафедры социологии ИМСГН: всего опубликовано более 23 изданий, из них 5 Scopus, WoS (1-2 квартиль), 8 статей ВАК, 2 учебных пособия с грифом УМО, 6 научных сборников, 2 РИНЦ. Кроме того, передано в редакцию 1 учебное пособие, 3 методических рекомендаций и находятся на рецензировании 4 статьи.
За прошедший 2021-2022 учебный год сотрудники кафедры социологии награждены 7 правительственными наградами, в т.ч. премией имени В. П. Поляничко, благодарственными письмами Министерства культуры Республики Башкортостан, Министерства образования и науки Челябинской области, Аппарата Губернатора Челябинской области.
Сотрудники кафедры приняли участие в 29 научно-практических конференциях, форумах международного, российского и регионального уровня. Выступили организаторами 2 форумов и 3 конференций.
В целях развития комплекса социологических и маркетинговых исследований в социокультурной сфере с использованием цифровых технологий и повышения конкурентоспособности кафедры «Социология» в сентябре 2021 году создана учебно-научная лаборатория социологических и маркетинговых исследований (210 аудитория ГУК). На базе лаборатории развернут Стат-класс с программном обеспечением, основанном на современных программных решениях мирового уровня для социологов на базе SPSS; создана Социологическая школа «Технологии социального проектирования» для школьников 9-11 классов общеобразовательных школ Челябинской области; реализуются проекты со студентами и школьниками в рамках профоориентационной работы.