Учебно-научная лаборатория “Социологические и маркетинговые исследования”

Адрес: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 76, ауд. 210

Телефон: (351) 267-90-03

E-mail: gafnerna@susu.ru

Заведующий лабораторией

кандидат философских наук Гафнер Наталья Александровна

Лаборатория является структурным подразделением кафедры “Социология” ИМиСГН

Учебно-научная лаборатория “Социологические и маркетинговые исследования” реализует техническое, информационное, организационное сопровождение образовательной и научной деятельности кафедры, осуществляет вспомогательную работу по организации и координации учебной и научной деятельности студентов, обучающихся по направлению “Социология”.

Учебно-научная лаборатория “Социологические и маркетинговые исследования”

     Основные функции учебно-научной лаборатории “Социологические и маркетинговые исследования”:

  1. Консультирование студентов и преподавателей по учебным дисциплинам направления подготовки «Социология»;
  2. Осуществление организации практико-ориентированного обучения на базе лаборатории в рамках проведения лекций, практических (семинарских), лабораторных занятий;
  3. Формирование практических навыков научно-исследовательской деятельности у студентов кафедры;
  4. Организация учебной и производственной практики студентов, обучающихся по направлению “Социология”;
  5. Проведение научных исследований по заказу ректората университета;
  6. Поиск и реализация хоздоговорных исследований и грантов по профилю лаборатории; выполнение социологических и маркетинговых исследований в рамках хоздоговорных работ, в том числе по заказам органов власти и управления, организаций и фирм;
  7. Создание необходимых условий для осуществления продуктивного образовательного и научно-исследовательского взаимодействия преподавателей и студентов кафедры.

Основные направления научных исследований учебно-научной лаборатории “Социологические и маркетинговые исследования”:  

  • Социально-политическая ситуация в стране и Челябинской области;
  • Электоральное поведение избирателей: общественное мнение о субъектах политики;
  • Маркетинговые исследования по изучению потребительского спроса на товары и услуги;
  • Патриотизм и гражданская культура учащейся и студенческой молодежи;
  • Мониторинг образовательных и профессиональных предпочтений абитуриентов;
  • Удовлетворенность российских и иностранных студентов обучением в высших учебных заведениях Челябинской области;
  • Влияние цифровизации на социокультурное развитие общества;
  • Миграционные процессы в Уральском регионе;
  • Оценка социального положения молодежи в регионе;
  • Исследование проблем и интересов студентов университета и др.

Техническая база кафедры и лаборатории позволяет проводить исследования на уровне современных требований и с использованием специального программного обеспечения (интегрированная платформа для опросных проектов PS Quaestio Pro, программа SPSS Statistics).

Преподаватели кафедры социологии и кафедры Отечественной и зарубежной ​ истории ​ ИМСГН опубликовали учебное​ пособие по методологии и методике исследования социально–стратификационной ​ структуры​

Вышло в свет учебное пособие преподавателей кафедры социологии и кафедры Отечественной и зарубежной истории ​ ИМСГН – «Методология и методика исследования социально–стратификационной структуры».
Авторы пособия заведующий кафедрой социологии, к.соц.н. Елена Салганова и старший научный сотрудник Лаборатории миграционных исследований ЮУрГУ, ассистент кафедры Отечественной и зарубежной ​ истории к.и.н. Андрей Авдашкин.
В учебном пособии излагаются основные методы социологического исследования социально–стратификационной структуры общества: проектный подход и требования по методологии, методике и организации конкретного прикладного социологического исследования; использование историографического метода, вторичный анализ материалов социологических исследований, анкетный опрос населения, опрос экспертов, анализ результатов социологического исследования по изучению социально–стратификационной структуры общества.
Теоретический материал дополнен примерами конкретного прикладного социологического исследования, проведенного в 2021 году сотрудниками кафедры социологии ИМСГН и научно–исследовательской лаборатории миграционных исследований ЮУрГУ.
В учебном пособии демонстрируются некоторые результаты междисциплинарного исследования в рамках научного проекта «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски». Научный проект реализован при финансовой поддержке грантов РФФИ-Челябинск № 20–49–740007.
Предлагаемое учебное пособие рассчитано на студентов направления «Социология», уровень бакалавриата и магистратуры, очной и заочной формы обучения, изучающих такие дисциплины как «Анализ данных в социологии», «Качественные методы в социологических и маркетинговых исследованиях», «Организация, подготовка и презентация социологического и маркетингового исследований», «Методология и методы социологического исследования», «Социология демографических процессов», «Этносоциология», «Методы социологического исследования демографических процессов в современном обществе», «Современные методы организации социологических исследований», «Теоретико-методологические основы исследования социальных проблем современного общества», «Эмпирический анализ социальных конфликтов», «Социология конфликта». Материал пособия может быть использован и в других курсах, связанных с количественным и качественным анализом.

Преподаватели и студенты кафедры социологии ИМСГН выступили на XIV международной конференции “Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы” г. Санкт-Петербурга

Преподаватели и студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук выступили на XIV международной конференции «Теоретическая и прикладная этика: традиции и перспективы – 2022. К 100-летию ‘Философского парохода’», организованной Санкт-Петербургским государственным университетом совместно с кафедрой философии Южно-Уральского государственного университета. Конференция проходила в г. Санкт-Петербурге.
Конференция была посвящена исследованию важнейших этических феноменов современного общества и категорий морали и практической философии. Ключевая задача конференции в текущем году – выявить теоретические и методологические основания современного состояния этической науки, выявить основные проблемы и перспективы развития научных исследований в области теоретической и прикладной этик.
Программа конференции состояла из большого количества круглых столов.
🍀Студент 4 курса Михаил Рыбалко и магистрантка 1 курса Анна Соколова в очном формате приняли участие в круглом столе «Культура отмены в этическом измерении». Михаил Рыбалко выступил с докладом «Противоречивость феномена культуры отмены в исключении обществом компании ВкусВилл». Студент представил результаты социологического исследования, направленного на изучение влияния цифровой среды на современное общество.
🍀Елена Салганова и Сергей Бредихин – доценты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук представили результаты социологического исследования, проведенного при финансовой поддержке Российского научного фонда Конкурса «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22–18–20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».
Елена Салганова в докладе актуализировала проблему вовлеченности обучающихся в онлайн–коммуникацию в социальных сетях: этические проблемы и угрозы виртуального пространства. Сергей Бредихин выступил с докладом о проблеме медиаинформационной грамотности обучающейся молодежи в эпоху постправды, необходимости формирования у обучающихся навыков цифровой грамотности, в том числе и медиаинформационной.

Участники экспедиции «Великий Сибирский путь» представили итоги работы

Вчера, 15 ноября, участники экспедиции по Транссибирской магистрали «Великий Сибирский путь» представили результаты исследовательской работы.
Презентация состоялась в Центре исторического наследия ЮУЖД, где собрались члены экспедиции, представители ЮУЖД, организаторы, преподаватели и студенты кафедр истории и социологии ИМСГН. До начала презентации для участников экспедиции провели экскурсию по Центру – необычному музею, где представлены уникальные экспозиции, показывающие значимость и огромную роль железной дороги для жизни каждого россиянина, истории Южного Урала и всей нашей страны.
Студенты познакомились с историей строительства железной дороги на Южном Урале, повседневной жизнью и бытом железнодорожников, ролью железной дороги в развитии Челябинска, а также увидели кабину машиниста электропоезда «Ласточка», где каждый может научиться управлять электропоездом.
После экскурсии все собрались в конференц-зале, где участники экспедиции представили результаты работы.
🍀Социологический блок исследования «Современный этап развития Транссибирской магистрали: мнение пассажиров» представила Юлия Протасова.
Для начала Юлия озвучила некоторые факты и цифры о Транссибирской магистрали, ее протяженности и влиянии на торговлю и политику, чтобы обозначить сложность исследовательских задач, которые встали перед социологической группой.
В результате были поставлены следующие задачи:
1. Изучить образ Транссиба в сознании современного пассажира.
2. Выявить современное состояние инфраструктуры, проблемы и перспективы развития РЖД Транссибирской магистрали.
3. Проанализировать биографии сотрудников ЖД, выявить семейные династии железнодорожников, отношение сотрудников к профессии, работе на РЖД и тем самым описать образ Транссиба на основе биографического метода.
Для достижения поставленных задач использовались количественные и качественные методы в социологии. А именно: проведен опрос пассажиров поездов по маршруту Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток. В каждом поезде проведен опрос пассажиров. Всего опрошено 363 пассажира. Кроме того, проведена целая серия глубинных интервью с проводниками и сотрудниками РЖД.
Результаты глубинного интервью позволили представить образ Транссиба через биографию сотрудников РЖД. Важно отметить, что на железной дороге нет случайных людей. В этой системе работают профессионалы своего дела, которые любят свою работу, пассажиров, для которых они создают максимально комфортные условия. Отдают свои силы и душу в это не легкое дело. На РЖД поддерживаются традиции преемственности поколений, поскольку данная профессия буквально передается по наследству и многие приходят в нее, потому что близкие родственники проработали на РЖД долгие годы.
Исследование показало, что в целом пассажиры высоко оценивают качество РЖД, подавляющее большинство удовлетворены услугами и инфраструктурой.
Также Юлия выразила благодарность руководству и всему коллективу ЮУЖД за состоявшуюся экспедицию и представила участников социологического блока.
🍀В него вошли: руководитель – заведующий кафедрой социологии ИМСГН, к.соц.н. Елена Ивановна Салганова; пресс-служба – доцент, к. культурологии, Людмила Ивановна Белова, интервьюеры: Юлия Протасова и Полина Хрузина; аналитический блок, компьютерная обработка информации с анкет – группа СГ-201.
🍀В завершении Елена Ивановна Салганова торжественно передала итоговый отчет исследовательской работы социологов Олегу Александровичу Топольницкому, начальнику службы управления персоналом дороги в знак благодарности за возможность юным социологам апробировать свои знания и реализовать проект.

Дорогие коллеги, преподаватели, выпускники и студенты! Поздравляем с нашим профессиональным праздником – Днем социолога!

Общество стремительно меняется – понять и объяснить общественные процессы может только наука, имеющая целостный, интегративный взгляд на него. Именно таковой и является социология. Сегодня социолог занимается множеством самых разных проблем: среди которых вопросы миграции, экологического равенства, гендерных отношений, качество жизни, цифровизация общества и многие другие. В этот праздничный день поздравляем всех причастных к этой многогранной и, безусловно, важной сфере деятельности!
🍀Желаем вам только положительных результатов работы, благоприятных прогнозов, позитивных респондентов, а также новых научных открытий, профессиональных побед и достижений!

Преподаватели кафедры социологии и кафедры философии ИМСГН опубликовали учебное пособие по цифровой грамотности

Преподаватели кафедры социологии и кафедры философии Института медиа и социально-гуманитарных наук опубликовали учебное пособие «Цифровая грамотность».
Авторы пособия: заведующий кафедрой социологии Елена Салганова и преподаватели кафедры философии Артур Дыдров, Регина Пеннер и Ирина Батурина.
Учебное пособие предназначено для студентов всех специальностей дневной и заочной форм обучения, изучающих дисциплины из социально-гуманитарного цикла.
Пособие состоит из трех разделов: «Цифровая грамотность: от концепта к навыку», «Правовые аспекты цифровой грамотности», «Цифровые технологии в оптике социально-гуманитарных наук». В первом представлена ретроспектива становления цифровой грамотности от идеи и концепции, предложенной П. Гилстером в 1997 г., до образовательного навыка в цифровую эпоху. Второй раздел иллюминирует правовую сторону грамотности цифровых граждан. Третий раздел раскрывает содержание цифровых технологий с позиции социально-гуманитарных наук. Каждая тема сопровождается введением, глоссарием с базовыми терминами и пулом оригинальных текстов.
Учебное пособие рекомендуется студентам и преподавателям вузов, а также всем интересующимся цифровой тематикой, в том числе, проблемой цифровой грамотности.
Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».

Кафедра социологии ИМСГН приняла участие в работе XI Съезда национально-культурных объединений

Сегодня, 10 ноября, в Челябинске прошел XI Съезд национально-культурных объединений Южного Урала. Форум приурочен ко Дню народного единства и проводился в рамках госпрограммы «Реализация государственной национальной политики в Челябинской области».
Среди организаторов форума доцент кафедры социологии ИМСГН к.филос.н. Сергей Сергеевич Бредихин, заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦ Мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде, заместитель председателя комиссии общественной палаты по культуре и гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, заместитель председателя совета Ассамблеи народов Челябинской области.
🍀Сергей Сергеевич выступил модератором секции «Профилактика социально-негативных явлений как фактор государственной национальной политики».
Среди спикеров форума: представители общественных организаций, религиозных конфессий, эксперты в области национальной политики. Также в работе секции приняли участие преподаватели кафедры социологии ИМСГН ЮУрГУ.
В рамках работы секции обсудили такие проблемы как: выявление признаков формирования социальной базы терроризма при анализе результатов социологических исследований; радикализация мнений и поведения через интернет; контрпропаганда через контент, нарративы и лидеров мнений; проблемы профилактики социально-негативных явлений в этноконфессиональном поле современной России; информационные и методические ресурсы сопровождения организации системы профилактики рисков этноконфессиональных конфликтов в молодежной и образовательной среде и другие.

Кафедра социологии ИМСГН приняла участие в Дне​ открытых​ дверей​ ЮУрГУ

​30 октября в Южно-Уральском государственном университете прошел День​ открытых​ дверей.
Мероприятие началось с официальной части в актовом зале. ​ Перед абитуриентами и родителями​ выступил ректор ЮУрГУ Александр Рудольфович Вагнер. Гостям университета рассказали о ​ конкурентных преимуществах ЮУрГУ, особенностях приемной кампании-2023, молодежной политике и социальных гарантиях, реализуемых в вузе.
Затем состоялись встречи абитуриентов с представителями институтов и высших школ вуза. Перед абитуриентами, планирующими поступать на специальности Института медиа и социально-гуманитарных наук, выступила Директор ИМСГН, д. фил. н., профессор Лидия Камиловна Лободенко.
Далее, каждая кафедра ИМСГН представила свое направление.​
🍀 Об обучении на кафедре социологии будущим абитуриентам рассказали​ заведующий кафедрой, к. соц. н. Елена Ивановна Салганова​ и ответственный за профориентационную работу по кафедре доцент Людмила Ивановна Белова. Абитуриенты и их родители познакомились со спецификой профессиональной деятельности социолога,​ перспективами трудоустройства, основными ​ учебными дисциплинами, работой лаборатории кафедры ​ и ключевыми направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры. Школьники проявили интерес к профессии социолога, активно задавали вопросы, касающиеся обучения и дополнительных возможностей для студентов.

Привет, студент!

Наш университет очень заботится о своих студентах, самый важный вопрос – питание. Нам важно знать ваше мнение о качестве точек питания в ЮУрГУ. Если у вас есть идеи, как улучшить работу столовых или буфетов, то мы будет только рады!
Скорее переходите по ссылке и заполняйте форму: https://vk.cc/chUY0o 

Кафедра социологии ИМСГН приняла участие в работе Молодежного интеллектуального форума «Шаг​ в​ будущее»

22 октября на кафедре социологи Института медиа и социально-гуманитарных наук прошла работа секции «Социология» Молодежного интеллектуального форума «Шаг в будущее». Проведение ежегодной секции форума «Шаг в будущее» является одним из направлений профориентационной работы и работы кафедры с талантливой молодежью.​
Проектные работы представляли ученики 3-4 классов из школ, лицеев и гимназий Челябинска.
🍀Председателем секции выступила доцент кафедры социологии, к.пед.н. Эльвира Мавлитовна Валеева. Помощь в работе секции оказывали эксперты-социологи, выпускники кафедры: ​ Анна Соколова, Екатерина Порошина и Михаил Рыбалко.
Юные исследователи представили проектные работы ​ по таким темам как: «Роль героев сказок в формировании личности», «Блогер как профессия», «Моя семья – моя крепость» «Исследование целевой аудитории для разработки мобильной игры», «Гендерные различия в характере страхов в младшем школьном возрасте»​ другие.
Не только члены комиссии, но и сами участники задавали друг другу вопросы, например: ​ «Какими качествами должен обладать блогер?», ​ «Что такое гендерные различия?» и т.д.
Все докладчики показали ​ хорошее знание темы, ​ уверенно отвечали на вопросы и выразили готовность и дальше заниматься​ исследовательской деятельностью.

На кафедре социологии ИМСГН прошел кейс-чемпионат по медиаинформационной грамотности

19 октября на кафедре социологии Институ­та медиа и социально­-гуманитарных наук состоялся Кейс-чемпио­нат по медиаинформац­ионной грамотности.
Спикером чемпионата выступил Сергей Серг­еевич Бредихин, доце­нт кафедры социологи­и, заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦ Мониторинга и профилактики деструктивных проя­влений в образовател­ьной среде Челябинск­ого института развит­ия профессионального образования.
Перед тем как присту­пить к практической работе, студенты поз­накомились с основны­ми правилами безопас­ности в сети, выявили основные угрозы, с которыми можно сто­лкнуться в интернете, а затем приступили к разработке ​ кейс­ов – по заданной сит­уации. Основная зада­ча участников чемпио­ната – проанализиров­ать проблему и изобр­азить варианты проти­водействия угрозе.
🍀Артем Смагин (СГ-401­): ​ в интернете «пр­авила игры​ – прави­ла жизни меняются, мы, как социологи, это видим​ и понимаем. На чемпионате мы совместно с организат­орами выделили 5 гру­пп риска: материальн­ые, психологические, экзистенциальные, информационные, морал­ьно-нравственные. По­сле теоретического блока, где мы обсудили угрозы, мы выполня­ли в группах творчес­кое задание – перед каждой командой стоя­ла реальная социальн­ая ситуация, которую нужно было решить нестандартным способо­м.
🍀Мария Дёмина (СГ-201­): нам очень понрави­лось, что нужно было решать задачи близк­ие к жизни, – помощь приютам для животны­х, сборы средств в интернете, работа бла­готворительных фонтов ​ – как не стать жертвой мошенников? Как обезопасить себя, даже если ты делаешь доброе дело? Как распознать угрозы заб­лаговременно? Нам бы­ло очень полезно и ​ интересно выполнять подобные творческие задания.
Кейс – чемпионат про­водился ​ в целях ап­робации результатов исследования, получе­нных в ходе реализац­ии проекта по цифров­ой грамотности обуча­ющейся молодежи Челя­бинской области, вып­олненного при финанс­овой поддержке РНФ Конкурса «Проведение фундаментальных науч­ных исследований и поисковых научных исс­ледований отдельными научными группами» (региональный конкур­с) 22–18–20011 «Цифр­овая грамотность: ме­ждисциплинарное иссл­едование (региональн­ый аспект)».

Студенты кафедры социологии ИМСГН приняли участие в Дне платформы «Россия – страна возможностей»

Сегодня, 13 октября, в ЮУрГУ прошел День платформы Россия — страна возможностей, в котором приняли участие студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук.
Мероприятие открыли приветственные выступления заместителя Губернатора Челябинской области Ирины Гехт, руководителя направления по взаимодействию с регионами АНО «Россия — страна возможностей» Кирилла Антонова и исполняющего обязанности ректора ЮУрГУ Александра Вагнера.
Затем состоялись презентация проектов и работа интерактивных площадок для участников.
После торжественного открытия студенты – социологи побывали на разных тематических площадках: познакомились с экспертами и представителями движения, узнали про олимпиады, поддержку студенческих бизнес-идей и различные социальные и образовательные проекты.
🍀Больше всего студентам понравилась нетворкинг-игра «Гибкие навыки», в которой принимала участие команда социологов первого курса. Ребята отметили, что такие мероприятия очень помогают сплочению команды и помогают развить навыки командной работы.
Подробнее о платформе “Россия – страна возможностей “https://rsv.ru/

Студенты ЮУрГУ отправятся в экспедицию по Транссибирской магистрали

Коллектив кафедры отечественной и зарубежной истории ИМСГН выиграл грант на воплощение молодежного проекта «Великий Сибирский путь: побеждая пространство и сотворяя историю». Он предполагает научно-практическую экспедицию в рамках маршрута, который проходит по траектории Транссибирской железнодорожной магистрали: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выступает в качестве организатора, а кафедра отечественной и зарубежной истории ИМСГН ЮУрГУ – как соорганизатор: руководство проектом осуществляет завкафедрой, д.и.н. Ольга Никонова. Сопровождать студентов будут преподаватели: к.и.н. Татьяна Раева и к.и.н. Александр Тимофеев.
Целью поездки является привлечение молодежи к решению научных и популяризаторских задач. Будущие профессиональные историки будут искать документы в музеях РЖД и архивах городов, через которые проходит экспедиция. Студенты-социологи сосредоточат свое внимание на проведении опросов среди работников и пассажиров железной дороги, а журналисты – на медиа-сопровождении путешествия. Итогом двухнедельного «погружения в прошлое» станет презентация собственного проекта по истории Транссиба в рамках музейной выставки.
Отборочный тур проходил в два этапа – написание эссе о мотивах своего участия в проекте и собеседование с организаторами. Отбор прошли одиннадцать человек, десять из которых обучаются в ЮУрГУ (историки и социологи 3-4 курсов). К этой команде присоединится журналист из ЧелГУ. Все ребята активно погрузились в подготовку к грядущему путешествию: избран командир, распределены обязанности, составлен контент-план, разработаны вопросы для анкетирования пассажиров, прибывающих в крупнейшие пункты Транссиба. Кроме того, намечены темы будущих научных публикаций, а также «дорожная карта» мультимедийного контента.
По признанию ребят, несмотря на загруженность в начале учебного года, все без исключения находят время и силы, чтобы принять участие в очередном «мозговом штурме», испытывают огромную радость, предвкушая, что в рамках этого научно-образовательного турне смогут увидеть легендарные озеро Байкал и остров Русский.
В преддверии отправления экспедиции Егор Казаков, завсектором краеведческого отдела Челябинской публичной библиотеки, а в прошлом – директор музея истории Южно-Уральской железной дороги (ЮУЖД), прочитает лекцию «От Миасса до Владивостока по железной дороге», где расскажет про строительство Транссиба, прибытие первого поезда в Челябинск и т.д. Место и время проведения: 14 октября в 13.00, отдел краеведения (8 зал, 2-й этаж).
16 октября, в день отъезда экспедиции, возле музея ЮУЖД на 18.00 запланировано праздничное мероприятие. Историки-бакалавры 1-3 курсов представят театрализованные номера, связанные с историей «Великого Сибирского пути». Именно такую форму своеобразного «капустника» в этом учебном году выбрали в качестве традиционного в ИМСГН торжества «посвящения в историки» для первокурсников.
Приглашаются все желающие!

Уважаемые студенты и коллеги!

Для социологов очень важно получать актуальную информацию об общественных процессах.
Подписывайтесь на страницу Челябинскстат и будьте в курсе последних событий, статистических данных о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Челябинской области.
Челстат – Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Челябинской области.
Официальный сайт: https://chelstat.gks.ru/about

Студенты кафедры социологии ИМСГН приняли участие в молодёжно-патриотическом мероприятии «Пусть память говорит»

26 сентября студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук приняли участие в интерактивном молодёжно-патриотическом мероприятии «Пусть память говорит», направленное на воспитание патриотизма среди молодежи, сохранению исторической памяти военных событий 1941-1945 г.
Мероприятие проходило в МКУ “Центр народного единства”, которое является ​ работодателем и партнером кафедры социологии.
🍀Студенты-социологи первого курса ​ вместе с доцентом кафедры Людмилой Ивановной Беловой познакомились с руководителем поискового клуба «Ориентир» Евгением Кочетовым. Он рассказал гостям мероприятия о находках клуба и познакомил с экспонатами выставки, атрибутикой военного времени.
Основой мероприятия стала презентация короткометражных фильмов о ВОВ, созданных челябинским продюсером Ксенией Струговец и шеф-редактором Владиславом Чухровым. После просмотра фильмов состоялась интерактивная беседа с Ксенией Струговец и Ольгой Александровной Лысенко, руководителем АНО «Мордовского НКЦ «ИНЕНАРМУНЬ».
🍀Своими впечатлениями о мероприятии поделился Арслан Габитов (СГ-101): «На меня наибольшее впечатление оказал второй фильм об одном из самых метких снайперов Великой Отечественной войны – Василии Григорьевиче Зайцеве. ​ Я очень люблю смотреть такие фильмы, потому что через нелёгкую судьбу конкретного героя они позволяют зрителю взглянуть на тяжелые годы Второй Мировой войны, разделить эмоции с непосредственными её участниками, героями. Фильмы заставили задуматься о том, насколько трагичной, тяжёлой и уничтожающей была та война, о судьбе детей-узников концлагерей. Благодаря такому мероприятию, на котором мы побывали, студенты, ​ могут узнать о деятельности поисковых отрядов, помогающих сохранить память о погибших в бою солдатах, а также о героях войны – наших соотечественниках».

Кафедра социологии ИМСГН на проекте «Успешный абитуриент»

24 сентября в Южно-Уральском государственном университете стартовал межвузовский проект для старшеклассников, их родителей и ответственных за профориентационную работу в школах города Челябинска – «Успешный абитуриент».
Кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук представила на проекте свое направление для будущих абитуриентов. Знакомство с профессией социолога проходило на площадке музея «Народы и технологии Урала». Ответственный за профориентационную работу по кафедре доцент Людмила Ивановна Белова рассказала гостям о направлении «Социология», чем занимаются социологи и где востребованы будущие специалисты. Встреча проходила в интерактивном формате.
В завершении мероприятия все абитуриенты, родители и учителя были приглашены на Дни открытых дверей для более подробного знакомства с работой кафедры социологии и лаборатории социологических и маркетинговых исследований.

На кафедре социологии ИМСГН прошли Уроки мужества

С 17 по 21 сентября на кафедре социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук прошли Уроки мужества для студентов 1-4 курсов. Кураторские часы проводились в соответствии с ​ приказом ректора «О проведении Уроков мужества в ЮУрГУ».
🍀Преподаватели-кураторы студенческих групп Елена Ивановна Салганова, Людмила Ивановна Белова, Эльвира Мавлитовна Валеева и Сергей Вячеславович Одяков ознакомили студентов с видеоматериалами, разработанными Фондом социально-культурных инициатив «Горячее сердце», посвященным примерам мужественных поступков, совершенных школьниками ​ и провели интерактивные дискуссии: Что такое «мужество»? «Нужно ли рисковать собой ради спасения жизни других?». Студенты аргументировано высказывали свою позицию, так же приводили примеры мужественных поступков жителей Челябинска и других городов, а также​ примеры ситуаций, когда необдуманно​ рискуя своей жизнью, подвергаешь опасности других людей.

Студенты кафедры социологии ИМСГН приняли участие в круглом столе по проблемам противодействия терроризму

14 сентября студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук приняли участие в круглом столе «Проблемы противодействия терроризму и экстремизму в молодёжной среде».
Круглый стол проводился в Центре народного единства г. Челябинска. Цель мероприятия – обсуждение актуальных вопросов включения молодежи Челябинской области в профилактику распространения идеологии экстремизма и терроризма, а также выработку новых профилактических инструментов.
Открыл круглый стол к.филос.н. доцент кафедры социологии ИМСГН ЮУрГУ Сергей Сергеевич Бредихин, заведующий сектором мониторинга и анализа НИЦМП, заместитель председателя комиссии по культуре, гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Челябинской области, заместитель председателя Ассамблеи народов Челябинской области.
Среди спикеров круглого стола: Сёмкин О.В. – руководитель аппарата Антитеррористической комиссии Челябинской области, советник Губернатора Челябинской области; Щетинина Е.В. – руководитель НИЦМП, член Общественной палаты города Челябинска; Фройденбергер В.В. – председатель Молодёжной палаты города Челябинска.
В круглом столе приняли участие студенты – социологи ИМСГН ЮУрГУ, а также приглашенные молодежные лидеры г. Челябинска. Среди ключевых вопросов, которые обсуждались, были: основные направления работы и актуальные задачи Антитеррористической комиссии Челябинской области; особенности мониторинга и профилактики деструктивных проявлений в образовательной среде; роль молодежных лидеров и объединений в профилактике распространения идеологии экстремизма и терроризма и др.
В результате была подписана Декларация Челябинской области «Молодежь против террора».
🍀Как отметил студент 4 курса, Михаил Рыбалко: «Интересно быть не только слушателем, но и участником мероприятия подобного уровня. Понравилось, что в процессе выступления докладчиков была упомянута важность практической составляющей подписания данных меморандумов, а не простое заключение их на бумаге. Затронутые темы напрямую касаются нас – молодежь».
🍀Студенты кафедры социологии активно участвовали в обсуждении, задавали вопросы спикерам, высказывали свое мнение.

Студенты кафедры социологии ИМСГН приглашены принять участие в научной экспедиции «Великий Сибирский путь: побеждая пространство и сотворяя историю»

Студенты кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук встретились с представителем команды проекта Экспедиция: Великий Сибирский путь историком, магистрантом кафедры «Отечественная и зарубежная история» ЮУрГУ Захаром Матвеевым.

Захар рассказал об исследовательском проекте «Великий Сибирский путь» и пригласил студентов – социологов принять участие в межуниверситетской студенческой экспедиции. Экспедиция предполагает железнодорожную поездку по исторической Транссибирской магистрали по маршруту: Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Владивосток.
В рамках научной экспедиции предусмотрены социологические исследования, связанные с масштабным проектом «Великий Сибирский путь»: проведение интервью и включенного наблюдения в городах, через которые проходит железная дорога.
🍀Возможность принять участие в уникальной экспедиции заинтересовала социологов, ребята задавали много вопросов и выразили желание включиться в команду, но для участия в проекте необходимо пройти конкурсный отбор, включающий два этапа: подготовку мотивационного письма и собеседование с руководителями проекта.

Вручение студенческих билетов первокурсникам кафедры социологии ИМСГН

31 августа состоялось вручение студенческих билетов студентам первого курса кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук.
Торжественное мероприятие началось с общего собрания всех первокурсников Института медиа и социально-гуманитарных наук. Открыла мероприятие Директор ИМСГН, д. фил. н., профессор Лидия Камиловна Лободенко, которая рассказала ребятам о достижениях института по ключевым приоритетным направлениям вуза, перспективах развития, а также о возможностях студентов реализовать себя в учебной, научной и спортивно-творческой деятельности.
После представления заведующих кафедрами состоялось вручение студенческих билетов. Заведующий кафедрой социологии, к.соц.н. Елена Ивановна Салганова поздравила первокурсников-социологов с новым статусом и началом студенческой жизни и вручила ребятам студенческие билеты.
Затем студенты-социологи прошли в учебно-научную лабораторию социологических и маркетинговых исследований. Там ребята познакомились с куратором группы – Эльвирой Мавлитовной Валеевой и ответственным за воспитательную и профориентационную работу по кафедре Людмилой Ивановной Беловой, которые проинформировали группу о порядке обучения и ответили на первые вопросы.
После официальной части у первокурсников продолжились увлекательные мероприятия в рамках праздника, посвященного Дню Знаний ЮУрГУ: фестиваль «Успешный ЮУрГУ ― 2022, на интерактивных точках которого были представлены направления внеучебной деятельности в университете; перформанс от студии театра «Манекен»; праздничная концертная программа от Центра Творчества ЮУрГУ; дискотека и гитарник от «МузКома».
🍀Коллектив кафедры социологии от всей души поздравляет ребят с началом студенческой жизни и желает успешного учебного года!

Уважаемые студенты Южно-Уральского государственного университета! Приглашаем Вас принять участие в исследовании социально-психологического самочувствия студенчества. Просим Вас искренне ответить на все вопросы анкеты. Укажите номера ответов, которые соответствуют вашему мнению, или напишите свой ответ, где это предусмотрено. Полученные ответы будут использоваться в обобщенном виде, поэтому свою фамилию указывать не обязательно.Принять участие в опросе Вы можете пройдя по ссылке   https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfbCYjj70qDzCtXN0P8chA4fBezHCxc799qyRYAq6KSb0kMkw/viewform?usp=sf_link или в личном кабинете студента. Организаторами исследования являются кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук и кафедра психологии управления и служебной деятельности Высшей медико-биологическая школы факультета психологии ЮУрГУ. Заранее благодарим Вас за участие в опросе!!!

Кафедра социологии ИМСГН приглашает всех студентов и преподавателей, а также обучающихся  общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов колледжей, техникумов, профессионального образования, педагогов образовательных учреждений Челябинской области принять участие в комплексном исследовании цифровой грамотности, в том числе цифровой безопасности  обучающейся молодежи, педагогов и преподавателей образовательных учреждений Челябинской области!Все желающие могут принять участие в опросе, пройдя по ссылкам:

Анкета обучающегося общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов колледжей, техникумов, профессионального образования размещена здесь https://forms.gle/LsFoZcJnBAWzFg1S6

Анкета преподавателя вуза размещена здесь https://forms.gle/fX7923e38uiCwBndA

Анкета студента вуза размещена здесь  https://forms.gle/f2qVZFtvHRwmGG7Y8

Анкета учителя, педагога  общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, студентов колледжей, техникумов, профессионального образования размещена здесьhttps://forms.gle/183nt9jnmrTBDJpt9

Научный проект направлен на комплексное исследование цифровой грамотности, в том числе цифровой безопасности обучающейся молодежи, педагогов и преподавателей образовательных учреждений Челябинской области.

Ключевыми результатами научного проекта станут:

– выявление ключевых проблем обучающейся молодежи, педагогов и преподавателей образовательных учреждений области в цифровой среде;

– разработка научных концепций цифровой грамотности исследуемых социальных групп на основе междисциплинарного исследования ученых ЮУрГУ;

– разработка программы, результирующей труды экспертов региона по формированию цифровой грамотности молодежи Челябинской области;

– разработка и издание учебной литературы, учебно-методических материалов для обучающейся молодежи и педагогов, преподавателей по цифровой грамотности. Данные научные разработки будут направлены во все образовательные учреждения области;- на базе официального сайта ЮУрГУ будет создана электронная платформа «Цифровая антропология», которая объединит экспертов из Челябинской области, других регионов страны и зарубежных специалистов в сфере цифровой грамотности.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда Конкурс «Проведение фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований отдельными научными группами» (региональный конкурс) 22-18-20011 «Цифровая грамотность: междисциплинарное исследование (региональный аспект)».

Кафедра социологии ИМСГН приглашает всех иностранных студентов принять участие в круглом столе «Адаптационный чат-бот Сократ-2020»

Круглый стол состоится 26 января 2022 г в 13.30 в 374 ауд ГУК.

На круглом столе состоится презентация программного обеспечения «Адаптационный чат-бот Сократ-2020»Каждый желающий иностранный студент сможет пообщаться с чат-ботом, задать вопросы разработчикам и больше узнать о научном проекте «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020».

Чат-бот разработан для эффективной адаптации и интеграции иностранных студентов к социально-культурной жизни в Челябинске и регионе на основе проведенного исследования по выявлению «негативных» (проблемных) маркеров устойчивого запроса иностранных студентов по различным социальным сферам.

Результаты социологических исследований позволили выделить 10 ключевых сфер социальной жизни, в которых иностранный студент ощущает психологический и когнитивный диссонанс: учебный процесс, языковой барьер – общение с окружающими людьми на русском языке, быт, досуг, культура, коммуникация с одногруппниками, преподавателями, личная безопасность, труд, занятость, климат, личностно-психологическая сфера.

Диалоговая модель чат-бота охватывает все перечисленные сферы и позволяет иностранным студентам оперативно получить информационную поддержку.  

Проект реализуется при финансовой поддержке фонда президентских грантов Заявка № 21-1-014489 “Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020” на участие в первом конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2021 г.

Кафедра социологии ИМСГН приглашает иностранных студентов пообщаться с чат-ботом Сократ-2020

Чат-бот Сократ-2020 – программный продукт, разработанный в ЮУрГУ для помощи иностранным студентам. Сократ-2020 позволяет в диалоговой форме получать всю необходимую информацию об особенностях жизни в Челябинске и на Южном Урале: инфраструктуре, культуре, истории и прочих аспектах социальной жизни.

Пользоваться чат-ботом просто – достаточно выбрать свой вопрос  и Сократ подскажет куда обратиться за помощью, даст нужные контакты, ссылки и видео. Это позволит иностранным студентам оперативно получить помощь и консультацию по всем вопросам, а также усовершенствовать навыки культурной, образовательной и когнитивной компетентности,  быстрее интегрироваться в социально-культурную жизнь города и повысить эффективность обучения.

Диалоговая база портативной версии чат-бота разработана на основе серии интервью в фокус-группах и результатов социологических исследований среди иностранных студентов, проведенных кафедрой социологии ИМСГН в составе временного творческого коллектива проекта “Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020“.

В ходе реализации проекта были выявлены «негативные» (проблемные) маркеры устойчивого запроса иностранных студентов по различным социальным сферам. В результате исследования коллективом проекта была проведена серия семинаров, тренинги с иностранными студентами с целью разработки оптимальной диалоговой модели поиска решений проблем.

В рамках проекта была решена локальная задача: посредством цифровых технологий организовать процесс адаптации иностранных студентов, обучающихся в российском вузе, находящихся в ситуации когнитивного диссонанса в чуждом культурном пространстве, что обусловлено культурными различиями, разным жизненным укладом, разными ментальными установками.

Проект реализуется при финансовой поддержке фонда президентских грантов Заявка № 21-1-014489 “Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020” на участие в первом конкурсе на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2021 г.

Кафедра социологии ИМСГН совместно с лабораторией миграционных исследований ЮУрГУ опубликовала научные сборники об этносоциальных процессах в азиатских этнических группах Челябинской области

Кафедра социологии Института медиа и социально гуманитарных наук совместно с лабораторией миграционных исследований ЮУрГУ опубликовала пять тематических научных сборников об этносоциальных процессах в азиатских этнических группах Челябинской области.

В авторский коллектив сборников вошли к.и.н. Андрей Авдашкин (старший научный сотрудник  лаборатории миграционных исследований ЮУрГУ), к.соц.н. Елена Салганова (зав. кафедрой социологии ИМСГН ЮУрГУ) и к.фил.н. Наталья Гафнер (зав. лабораторией кафедры социологии ИМСГН ЮУрГУ).

В тематических сборниках  в научно-популярной форме описываются история, культура и современные этносоциальные процессы в азиатских этнических группах в Челябинской области на примере мигрантов из КНР, Узбекистана, Таджикистана, Казахстана и Кыргызстана. Помимо общих сведений об этногенезе, материальной и духовной культуре азиатских этнических групп, представлен расширенный очерк по исторической динамике и особенностям на современном этапе указанных народов в Челябинской области, выявлены современное состояние, причины, источники ксенофобских настроений, факторы миграционного притока, степень влияния мигрантов из стран Азии на социально-экономическую ситуацию в регионе. Издания адресованы специалистам в области истории, этнографии, социологии, представителям органов и учреждений государственной и муниципальной власти, общественных организаций и широкому кругу читателей.

Сборники подготовлены и изданы при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках гранта № 20-49-740007 «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски»  (научный руководитель А. А. Авдашкин).

Презентация сборников состоялась на Региональной научно-практической конференции «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски», которая проходила 26 ноября 2021 г.

Кафедрой социологии совместно с Научно-исследовательской лабораторией миграционных исследований ИМСГН ЮУрГУ проведена конференция, посвящённая проблемам этносоциальных процессов в азиатских этнических группах в Челябинской области

26 ноября в ЮУрГУ состоялась региональная научно-практическая конференция «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски» посвященная актуальным проблемам этносоциальных процессов в азиатских этнических группах Челябинской области.

Организаторами конференции выступили кафедра социологии ИМСГН и Научно-исследовательская лаборатория миграционных исследований ЮУрГУ.С вступительным словом к участникам конференции обратился  к.и.н. Андрей Александрович Авдашкин (старший научный сотрудник Научно-исследовательской лаборатории миграционных исследований ЮУрГУ), охарактеризовав основные аспекты современного состояния миграционных процессов в регионе и ключевые векторы исследовательских интересов ученых-социологов, историков  и др.,  занимающихся изучением проблем миграции. Презентовал тематические сборники, в которых в научно-популярной форме описываются история, культура и современные этносоциальные процессы в азиатских этнических группах в Челябинской области. Помимо общих сведений об этногенезе, материальной и духовной культуре казахов, представлен расширенный очерк по исторической динамике и особенностям на современном этапе казахов в Челябинской области, выявлены современное состояние, причины, источники ксенофобских настроений, факторы миграционного притока, степень влияния мигрантов из стран Азии на социально-экономическую ситуацию в регионе. Издание адресовано специалистам в области истории, этнографии, социологии, представителям органов и учреждений государственной и муниципальной власти, общественных организаций и широкому кругу читателей.   

Участники конференции обсудили специфику межнациональных отношений в Челябинской области, проблемы ксенофобии, причины и факторы миграционных процессов в Челябинскую область из стран Азии, а также приоритетные пути гармонизации межнациональных отношений.

С докладами на конференции выступили сотрудники кафедры социологии ИМСГН. Преподаватели кафедры социологии поделились результатами проведенных исследований: к. соц.н. Елена Ивановна Салганова выступила с докладом: «Современное состояние и особенности межнациональных отношений населения Челябинской области и мигрантов из стран Азии», посвященный актуальным проблемам взаимодействия и взаимоотношений мигрантов  с жителями Челябинской области. Доцент кафедры социологии канд. культурологии Людмила Ивановна Белова рассказала о результатах социологического исследования по выявлению негативных (проблемных) маркеров устойчивого запроса иностранных студентов на примере студентов ЮУрГУ. Изучению состояния и особенностей адаптации иностранных студентов из стран Азии в Уральском регионе был посвящен доклад канд. пед. н. Эльвиры Мавлитовны Валеевой. Заведующий лабораторией кафедры социологии, к.фил.н. Наталья Александровна Гафнер выступила с докладом «Отношение населения Челябинской области к мигрантам из отдельных стран Азии: Китая, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана».

Среди основных докладчиков были и ведущие ученые ‒ исследователи миграционных проблем, практики, представители госструктур. Так, доктор социаологических наук Александр Ардалионович Тараданов – профессор кафедры социальной работы и социологии ЧелГУ познакомил всех участников с результатами социологического исследования толерантности к мигрантам в Челябинске; Татьяна Евгеньевна Лукьянчикова – начальник отдела по социальным вопросам, здравоохранению и образованию управления социальной политики аппарата Законодательного Собрания Челябинской области выступила с докладом о реализации миграционной политики в сфере содействия переселению в Челябинскую область соотечественников, проживающих за рубежом; Регина Равиловна Мухаметова – начальник отдела по работе с молодежью МКУ «Центр народного единства» Администрации г. Челябинска рассказала об основных проблемах и перспективах развития миграционной политики на территории г. Челябинска и другие.

В завершении конференции состоялась дискуссия, в ходе которой участники поделились идеями по повышению эффективности управленческих решений в сфере региональной национальной и миграционной политики.

Конференция проводилась при финансовой поддержке РФФИ и Челябинской области в рамках научного проекта № 20-49-740007 «Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски».

Кафедра социологии ИМСГН ЮУрГУ приглашает школьников 8-11 классов на обучение в социологическую школу «Технологии социального проектирования»

Социологическая школа рассчитана на всех желающих из числа школьников 8-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев любого муниципального образования. Работа школы направлена на развитие навыков по разработке, составлению и реализации собственного социально-значимого проекта. Школьники познакомятся с таким направлением как социологическая урбанистика и визуальная социология, научатся составлять интерактивные карты локаций.

Организация проектной деятельности в рамках социологической школы будет проводиться ведущими специалистами-практиками в сфере социологии, кандидатами наук из числа профессорско-преподавательского состава кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
По итогам обучения все слушатели социологической школы получат сертификаты, а авторы лучших социальных проектов – дипломы победителей.
Обучение проводится:
– бесплатно,
– в дистанционном формате,
– в удобное для слушателей время
Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по отдельному графику.
Продолжительность занятия – 1 час.

Желающие принять участие пишите  на почту nataly_flam@mail.ru Наталья Александровна Гафнер 

Кафедра социологии ИМСГН приняла участие в конференции «Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономических проблем XXI века»

Сегодня кафедра социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук приняла участие в VII Всероссийская научно-практической конференции с международным участием «Искусственный интеллект в решении актуальных социальных и экономических проблем XXI века». Конференция проводилась  на базе Пермского регионального отделения Научного совета при Президиуме РАН по методологии искусственного интеллекта и когнитивных исследований, г. Пермь.

В настоящее время кафедра социологии ИМСГН активно развивает направление искусственного интеллекта в научных исследованиях. Совместно с кафедрами философии и психологии ЮУрГУ реализуется грант «Негативные» (проблемные) маркеры устойчивого запроса иностранных студентов в 2021 г. Исследование выполнено при финансовой поддержке грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества в 2021 г. в рамках научного проекта № 21-1-014489 «Адаптационный чат-бот для иностранных студентов российского университета Сократ-2020».

Результаты социологических исследований, проведенных в феврале –апреле 2021 года, позволили выделить 10 ключевых сфер социальной жизни, в которых иностранный студент ощущает психологический и когнитивный диссонанс: учебный процесс, языковой барьер – общение с окружающими людьми на русском языке, быт, досуг, культура, коммуникация с одногруппниками, преподавателями, личная безопасность, труд, занятость, климат, личностно-психологическая сфера.

Проведенное исследование позволило изучить состояние социально-психологической адаптации иностранных студентов, мониторинга «негативных» (проблемных) маркеров в различных сферах жизни иностранного студента для определения социально-психологических особенностей обучающегося; разработки и овладения технологией изучения и учёта особенностей менталитета обучаемых; формирования у иностранных студентов способностей к диалогическому общению; проектирования и внедрения в учебный процесс кросс-культурных интегрированных курсов; выявления и обоснования образовательных и социально-психологических проблем, решение которых будет способствовать более успешной социокультурной адаптации иностранного студента.

На конференции обсуждались такие вопросы как: вызовы искусственному интеллекту, использование биометрических систем социально-психологического мониторинга учащихся, применение методов машинного обучения  и нейронных сетей  в различных сферах и другие актуальные темы.

ЮУрГУ – ведущий вуз в регионе и в России

Абитуриенты считают Южно-Уральский государственный университет ведущим вузом в регионе и в России – об этом говорят результаты социологического исследования, проведенного кафедрой социологии ИМСГН среди абитуриентов в ходе приемной кампании в 2021 году.
В целях изучения образовательных и профессиональных предпочтений абитуриентов в ходе приемной кампании ЮУрГУ в июле – августе 2021 г. было проведено интервьюирование 1283 абитуриентов. Опрос осуществлялся в форме личного интервью по сплошной выборке.
Основными задачами социологического исследования стали: изучение профессиональных ориентаций абитуриентов: выбор вуза, специальности (направления подготовки); выявление потребности абитуриентов в дополнительном образовании; выявление степени информированности абитуриентов об университете, а также формирование представлений об образе и имидже ЮУрГУ в глазах абитуриентов.
Сегодня ЮУрГУ является центром образовательной, научной, культурной и спортивной жизни Южного Урала – таким видят университет абитуриенты.
Также результаты исследования показали, что подавляющее большинство абитуриентов считают, что ЮУрГУ готовит специалистов по востребованным специальностям (85,7%), дает широкие возможности для трудоустройства и самореализации, хорошо известен в России, а уровень образования соответствует требованиям современности. Еще более 2/3 опрошенных считают ЮУрГУ признанным научным центром и дающим отличный старт карьере. Порядка 70% респондентов отмечают, что вуз ориентирован на международный рынок труда, влияет на развитие экономики региона, а выпускники легко устраиваются в любом городе России.
В результате исследования, на основании аналитических данных, были разработаны предложения по совершенствованию образовательной и профориентационной работы в вузе с учетом сложившихся приоритетов абитуриентов.
В исследовании принимали участие студенты кафедры социологии ИМСГН и студенты кафедры «Математическое и компьютерное моделирование» в ходе учебной и производственной практики.

 
Уважаемый абитуриент!
Южно-Уральский государственный университет проводит ежегодный опрос профессиональных предпочтений абитуриентов для расширения спектра специальностей, которые наиболее востребованы современной молодежью и важны для региона.
Мы приглашаем тебя принять участие в этом исследовании! Обведи кружком (или выдели) номера тех ответов, которые соответствуют твоему мнению, или напиши свой ответ, где это необходимо. Свою фамилию указывать не обязательно.
Заранее благодарим за участие в опросе!
 
Ссылка на опрос: https://forms.gle/Qqdxajq4VbcmfZtd9
 

Кафедра социологии ИМСГН в рамках гранта РФФИ-Челябинск №  20-49-740007 “Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски” проводит массовый опрос населения Челябинской области.Приглашаем всех желающих принять участие в изучении общественного мнения населения Челябинской области по вопросам общего состояния и проблем региональной национальной и миграционной политики со странами Азии.Для этого Вам необходимо ответить на вопросы данной анкеты. Отметьте варианты ответов, которые соответствуют Вашему мнению, или укажите свой ответ, где это предусмотрено. Все результаты будут анализироваться в обобщенном виде. https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfiNmh-sewCtaNPIEPUkPoqdFgM38RghybdFoktaDqCpFGtkg/viewform?usp=sf_link

Учебно-научная лаборатория социологических и маркетинговых исследований кафедры социологии ИМСГН начала реализацию проекта “Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски”.

Мигранты из Средней Азии покидают Пермь | Рифей-Пермь: новости Перми и  Пермского края

15.12.2020 подведены итоги регионального конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, проводимого совместно РФФИ и Челябинской областью. По итогам конкурса отобраны 100 лучших проектов, в числе которых заявка на тему    “Азиатский вектор миграций в Челябинскую область: историческая ретроспектива, прогнозы и риски”. Заявка разработана ВТК из числа ППС кафедр социологии и истории ИМСГН ЮУрГУ. Научный руководитель проекта – А. А. Авдашкин,  старший научный сотрудник Международной научно-исследовательской лаборатории миграционных исследований ИМСГН, кандидат исторических наук. Ответственные исполнители: Е.И. Салганова – исполняющий обязанности заведующего кафедрой социологии ИМСГН, кандидат социологических наук, Н.А. Гафнер – заведующий учебно-научной лабораторией маркетинговых и социологических исследований кафедры социологии ИМСГН, кандидат философских наук.  Проект направлен на изучение исторического опыта, проблем, причин и факторов миграционных процессов в Челябинскую область из стран Азии в постсоветский период. Миграционный вектор, сложившийся с начала 1990-х гг. между странами Азии и Российской Федерацией является одним из наиболее крупных и устойчивых в современном мире в целом, в Евразии в частности. Однако пока катастрофически мало комплексных исследований миграционных процессов из Центральной и Юго-Восточной Азии в российскую провинцию, в особенности в приграничные регионы. Ключевая задача проекта выявить, какое влияние оказал этот миграционный приток в 1991-2020 гг. на поликультурное пространство Челябинской области. Исторически миграции сформировали здесь полиэтничный и многоконфессиональный состав населения. В условиях постсоциалистического транзита регион столкнулся с масштабным притоком трансграничных мигрантов, а, следовательно, новыми проявлениями этничности и формами ее организации в повседневной жизни. На данном материале коллектив, оперируя исследовательской оптикой на стыке истории, социологии и антропологии, может выявить новые проблемы, причины и факторы, влияющие на инкорпорацию азиатских мигрантов в Челябинской области. Период реализации гранта – 1 год. Поздравляем Андрея Александровича Авдашкина и коллектив кафедры социологии ИМСГН с победой в региональном конкурсе на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, проводимого совместно РФФИ и Челябинской областью! Итоги регионального конкурса на лучшие проекты фундаментальных научных исследований, проводимого совместно РФФИ и Челябинской областью размещены здесь: https://www.rfbr.ru/rffi/ru/rffi_contest_results/o_2115136

Кафедра социологии продолжает проводить занятия по проектному обучению школьников “Сириус”: начни свой проект!” – “Разработка интерактивной карты локаций молодежных субкультур в Уральском мегаполисе”. 1 декабря 2020 г. состоится вебинар на тему “Структура социального проектирования. Требования к проекту”. Ссылки для входа – https://do.susu.ru/moodle/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=29811 (Часть 1. С 11.00 до 12.30) и https://do.susu.ru/moodle/mod/bigbluebuttonbn/view.php?id=29821 (Часть 2. С 17.00 до 18.30). Ждем наших слушателей на занятиях!

Дорогие старшеклассники!

Учебно-научная лаборатория социологических и маркетинговых исследований кафедры социологии ИМСГН и Центр по работе с абитуриентами приглашает вас принять участие в онлайн-опросе.
Заполнение анкеты займет не более 5 минут!

Анкета по ссылке: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLScNLvk4V-RfP..

Заранее благодарим за участие!

Кафедра социологии ИМСГН ЮУрГУ приглашает на обучение школьников 8-11 классов в социологическую школу «Технологии социального проектирования».
Социологическая школа рассчитана на всех желающих из числа школьников 8-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев любого муниципального образования. Работа школы направлена на развитие навыков по разработке, составлению и реализации собственного социально значимого проекта.
Организация проектной деятельности в рамках социологической школы будет проводиться ведущими специалистами-практиками в сфере социологии, кандидатами наук из числа профессорско-преподавательского состава кафедры социологии Института медиа и социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.
По итогам обучения все слушатели социологической школы получат сертификаты, а авторы лучших социальных проектов – дипломы победителей.
Обучение проводится:
– бесплатно,
– в дистанционном формате,
– в удобное для слушателей время
Занятия будут проводиться 1 раз в неделю по отдельному графику.
Продолжительность занятия – 1 час.

Завершилась осенняя сессия проектного обучения для школьников “”Сириус”: начни свой проект!”

5-7 ноября на кафедре социологии прошла осенняя сессия «Разработка интерактивной карты локаций молодежных субкультур в Уральском мегаполисе» курса “Сириус”: начни свой проект!” Занятия проводили преподаватели и студенты кафедры социологии. В сессии приняли участие 24 старшеклассника из школ и лицеев Челябинска и Челябинской области. В ходе обучения школьники узнали, какие молодежные субкультуры наиболее распространены в России и за рубежом, их отличительные черты и влияние на социум. Были подробно рассмотрены основные этапы работы над проектом. Занятия проходили в интерактивном режиме, что сделало процесс обучения более интересным и познавательным. В заключительный день сессии ребята выполнили итоговые задания, после чего им были выданы электронные сертификаты участников курса. В январе 2021 года пройдет вторая сессия обучения, на которой школьники будут представлять результаты своей работы над проектами.

На кафедре социологии продолжается работа с учащимися 8-11 классов в рамках социологической школы “Технологии проектного обучения”. Занятия со слушателями проводятся еженедельно в дистанционном формате по утвержденному графику. Зимняя сессия начнется 20 января 2021 г.

План-график занятий социологической школы «Технологии социального проектирования» (2020-2021 гг.)

№ п/пТематика/вид занятияКол-во часовДата проведенияПреподаватель
1Что такое проект. Особенности социального проекта / Вебинар219.11.20 16.00-17.30Шевелянчик Н.
2Виды социального проектирования. Основы методологии научно-исследовательской деятельности / Вебинар 4  
20.11.20 17.00-18.30   24.11.20 15.00-16.30Ермохина Д.    
Салганова Е.И.
3Структура социального проектирования. Основные требования к проекту / Вебинар 4    
01.12.20 17.00-18.30   01.12.20 11.00-12.30Ганина М.     Гафнер Н.А.
4Основные этапы социального проектирования / Вебинар 4    
04.12.20 17.00-18.30   08.12.20 10.00-11.30Шевелянчик Н.    
Салганова Е.И.
5Типичные ошибки социального проектирования / Вебинар 4    
11.12.20 17.00-18.30   15.12.20 11.00-12.30Ермохина Д.    
Гафнер Н.А.
6Реализация социального проекта / Вебинар 4    
18.12.20 17.00-18.30   22.12.20 9.30-11.00Ганина М.    
Салганова Е.И.
7Искусство публичного выступления – важное условие успешной презентации проекта. Ошибки начинающего оратора / Вебинар 4    
25.12.20 17.00-18.30   29.12.20 11.20-12.50Шевелянчик Н.    
Гафнер Н.А.
8Организационные вопросы защиты проектов / Вебинар 4    
12.01.21 17.00-18.30   15.01.21 10.00-11.30Ермохина Д.    
Салганова Е.И.
 Итого30